Знак на челах людей скорбящих
Можно только представить, что испытывал пророк, познавший величие Божьей Славы, при виде всех мерзостей, творимых избранным народом Израильским. Он понимал, что Божий гнев вполне оправдан и наказание неотвратимо. Но все же дерзал вступаться и просить:
«О, Господи Боже! неужели Ты погубишь весь остаток Израиля, изливая гнев Твой на Иерусалим?» (Иез. 9:8).
Этот вопрос пророка оправдан так же, как оправдан гнев Божий.
Ответ Господа показывает нам, что Его милость не исключает наказания. Люди наказывают себя сами последствиями своего греховного выбора, своего решения жить без Бога и вопреки Богу.
«И сказал Он мне: нечестие дома Израилева и Иудина велико, весьма велико; и земля сия полна крови, и город исполнен неправды; ибо они говорят: ‘оставил Господь землю сию, и не видит Господь’. За то и Мое око не пощадит, и не помилую; обращу поведение их на их голову» (9-10).
Бог не добавляет ничего к тем наказаниям, которые связаны с выбором и поведением самого человека. Все, что Он делает в этом смысле – оставляет человека наедине с последствиями сделанных решений, «обращает поведение людей на их голову».
Но и это еще не все. Бог не удовлетворяет Свой гнев нашими мучениями, которые мы сами заслужили и устроили себе на голову. Он страдает от того, что мы делаем сами с собой. И Он готов миловать того, кто скорбит и воздыхает о соделанных грехах. Грешники не безнадежны, но они должны возненавидеть грех прежде чем от него избавиться.
Не так страшен грех, как упорство в грехе; не так страшно наказание, как ожесточение против Бога; не так страшна неверность, как нераскаянность.
Поэтому Господь выделяет и отмечает людей, скорбящих и воздыхающих о мерзостях.
«И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак. А тем сказал в слух мой: идите за ним по городу и поражайте; пусть не жалеет око ваше, и не щадите; старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак, и начните от святилища Моего» (4-6).
Мы все живем в городе греха, мы все пожинаем последствия своей неверности Богу, мы все окружены мерзостями. Но у нас все еще есть выбор, последний выбор: или ожесточить свое сердце против Бога и обвинить Его в том, что мы сами себе устроили; или же раскаиваться и скорбеть о грехах своих и грехах народа, смиряя себе перед Богом и уповая на Его милость.
Если при всех заслуженных карах мы все еще наслаждаемся грехом, мы обречены. Если же мы скорбим о своих грехах, если они стали противны нам при всей их кажущейся сладости, если мы в своей греховной сути стали мерзкими сами себе, то Господь отмечает нас спасительным знаком.
Наслаждайся грехом и свободой от Бога – и погубишь себя сам. Скорби и плачь о мерзостях безбожной жизни – и будешь спасен. Все просто. Но почему же отмеченных знаком так мало? Почему даже перед лицом смерти человек продолжает грешить и противиться Богу? И откуда в сердце человека берется скорбь и воздыхание о мерзостях, ненависть к греху и стремление к Богу?
Здесь тайна избрания, тайна взаимодействия свободной человеческой воли и спасающей Божьей инициативы. Нам не дано ее знать. Но если нам знакомо хоть малейшее чувство усталости от греха и отвращения к мерзостям безбожной жизни, его нужно развивать и усиливать, скорбя все глубже и воздыхая сильнее, чтобы отвращение к греху перешло в полноценное обращение к Богу.