Где же Бог?!!
Вера и жизнь, 2024, №2
Я не встречал еще человека, который ни разу не задавал этот идущий из глубины вопрос: «Где же Бог?». Люди могут говорить, что они не религиозные, что тема Бога им безразлична. Но это в обычной жизни, когда все пока хорошо. Когда же случается что-то страшное, даже агностики и атеисты спрашивают, нет, не просто спрашивают, а кричат: «Где же Бог??!».
Позвольте мне признаться: я тоже задаю такой вопрос, а иногда даже плачу и кричу: «Где же Ты, Боже?». Я человек верующий, и знаю о Боге немало. И я знаю точно, что Он есть. Но где Он? Где Он, когда Он так нужен мне здесь и сейчас?
Иными словами, мы хотим не просто знать, что Бог есть «где-то там», мы хотим видеть и переживать Его непосредственное присутствие в нашей жизненной ситуации. Многие люди могут сказать о Боге, что Он есть – «в принципе» или «на небе». Гораздо меньше тех, которые могут сказать: Он – прямо здесь, в обстоятельствах моей жизни, во мне.
С тех пор, как Бог открылся людям в Иисусе Христе, Он остается близким и доступным для каждого из нас посредством Духа Святого. Бог Отец явил Себя в Сыне, и мы можем знать Сына как воплощенного и пребывающего с нами через откровение Духа Святого.
Хотя Бога-Отца не видел никто никогда, Иисус показал Его нам (Ин. 1:18). Хотя Иисус вознесся, Он пребывает с нами посредством Духа Святого (Ин. 14:26; 15:26; 16:7). Мы не оставлены. Триединый Бог пребывает с нами.
Где же Бог? Он не скрывается, Он открывается. Но чтобы Его увидеть, чтобы встретиться с Ним, мы должны искать Его там, где нужно. Иногда боль, страх, разочарование закрывают наши глаза, сердца, уши. Мы как-бы заключаем себя в тюрьму и обвиняем в своем положении всех – людей, обстоятельства, Бога. Но дверь открывается изнутри. Бог приглашает нас выйти к Нему навстречу и терпеливо ждет, пока мы решимся на первый шаг.
Некоторые делают вид, что ищут Бога внутри себя. Но правда в том, что кроме пустоты внутри нас ничего нет. Если мы хотим найти Бога, нам нужно выйти за пределы себя, своих представлений, своего прошлого.
Нам нужно вновь открыть и поднять глаза, посмотреть на нашу жизнь с интересом и вниманием, потому что Бог присутствует в ней. Куда же смотреть и где Его искать?
Триединый Бог открывает Себя трояким образом.
Во-первых, Бог как Отец продолжает открывать Себя в творении (Рим. 1:20).
Человек обезобразил себя и все вокруг себя, но созданный Богом мир все еще прекрасен. Природа говорит о Творце как гениальном, добром, любящем. Когда мне нужно побыть наедине с Богом, я беру с собой Библию и удаляюсь в лес. Я читаю Божье Слово, но также слышу Его голос в шепоте деревьев, порывах ветра, пении птиц; я распознаю Его дизайн в красоте рыб и животных, неповторимых закатах и тончайших настройках вселенной.
Друг, если ты устал от безбожной жизни, посмотри на красоту Божьего творения. Нет, красота мир не спасает, но она напоминает о Боге и показывает нам Его знаки.
Во-вторых, Дух Святой продолжает действовать через свидетелей воскресения Иисуса (Деян. 1:8).
Он открывает Себя главным образом в Церкви, в общине учеников Иисуса, а также в их свидетельстве миру. Друг, если ты не знаешь, куда идти, где узнать о Боге или найти Его, спеши в живую евангельскую Церковь.
Церковь – это начало нового Божьего творения. Да, вся природа – это Божий храм, в котором творение поклоняется Творцу. Мы этом мире – как в храме. Но в Церкви мы еще ближе к Богу, потому что теперь храмом становятся люди, рожденные от Духа и собранные вокруг Иисуса. Теперь храм – это мы, теперь Бог – в нас.
Вот почему всех ищущих Бога Святой Дух приводит в Церковь.
В-третьих, центром всего откровения Бога людям остается Богочеловек Иисус Христос (Евр. 1:1-2).
Все творение было искуплено Им и теперь ждет Его воцарения. Церковь проповедует спасение в Нём и тоже ждет Его второго пришествия.
В этом мире все говорит об Иисусе. Другого имени, другого пути просто нет (Деян. 4:12). В Нём – благоволение Отца. О Нём говорит и к Нему ведет Святой Дух. Без Него творение остается величественным, но пустым храмом. Без Него Церковь превращается в обычную благотворительную организацию.
Без Иисуса мы не знаем ни Отца, ни Духа Святого. Иисус исполнил волю Отца и обещал послать Духа. Из Писания мы знаем, что Бог никогда не оставлял и не оставляет мир без Своего присутствия. Почему? Потому что Он «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
Воплощение Иисуса открыло каждому безмерную Божью любовь и жизнь вечную. Это дает нам гораздо большее, чем новые знания о Боге. Это дает нам непостижимую близость с Богом. Понимаем ли мы это применительно к своей жизни?
Иисус – это Бог, ставший близким настолько, чтобы принять нашу плоть, разделить с нами простой хлеб и горькие слезы, пережить тяготы обычной земной жизни и ужасы жесточайшей казни. То, что Он умер на кресте за нас, означает, что Он с нами везде и всегда, когда мы страдаем. Тот, Кто пострадал вместо нас, страдает вместе с нами. А вместе с Ним страдает вся Троица.
Единство Сына и Духа Святого нам легче понять. Иисус ясно сказал, что Дух Святой продолжит Его миссию – «прославит Меня, потому что от Моего возьмет» (см. Ин. 16:7–15), то есть здесь не будет противоречия, здесь будет развитие начатого, разъяснение случившегося, исполнение обещанного.
Гораздо сложнее увидеть единство Отца и Сына. Иногда люди думают, что Иисус – это добрый Бог, а Бог-Отец – строгий; что Иисус на нашей стороне, а Отец всё еще против нас. Иными словами, по-человечески нам сложно вместить, что Иисус – Бог. Мы похожи на современников Иисуса, которые отвечали на Его прекрасные проповеди и чудеса примерно так: «Нам нравится, что Ты говоришь и делаешь. Но это Ты. А где же Бог-Отец? Где Он во всём этом? Что Он об этом думает?»
На вызывающий вопрос «где Твой Отец?» Иисус ответил так же прямо: «Вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего» (Ин. 8:19). Тем самым Он дал религиозным лидерам понять, что они не знают Бога, которого называют своим. Они не просто не знают Бога, они даже не могут знать Его в принципе. Потому что Бог открывается так, как Сам хочет. Раньше – через закон и пророков. Теперь – в Иисусе. И если люди отвергают Иисуса, они отвергают Бога.
В другой раз Иисус сказал предельно ясно: «Я и Отец – одно» (Ин. 10:30). То есть Иисус – это единственный способ что-либо знать об Отце. Самооткровение Бога в Иисусе – это единственный путь, открытый для нас к Нему.
Страдающий за нас и сострадающий нам Иисус отвечает на наш мучительный вопрос: где же Бог? Бог на кресте. Там не только Иисус, там вся Троица.
Но разве не оставил Отец Сына на кресте? И разве не оставляет Он нас в наших критических ситуациях, когда мы стонем или кричим: «Где же Ты, Бог?», страдая и умирая под насмешками и ударами злодеев?
В смертных муках Иисус говорит странные слова: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты оставил Меня?» (Мф. 27:46).
Это прямая цитата известного псалма (21:1), и если её читать в контексте всего псалма, её смысл уточняется. Отец никогда не оставлял Сына и никогда не покидает нас. Эти слова того же псалма утверждают нас в вере и доверии: «Боящиеся Господа! восхвалите Его. Всё семя Иакова! прославь Его. Да благоговеет пред Ним всё семя Израиля, ибо Он не презрел и не пренебрёг скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему» (Пс. 21:24–25).
Отец не отвернулся от страдающего Сына, Он слышал все Его предсмертные слова и стоны. Отец был там – вместе с Сыном, в Сыне. Отец всегда с нами. Ему можно доверить каждую минуту своей жизни, и даже последний вздох, как это сделал Иисус: «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: „Отче! в руки Твои предаю дух Мой“. И, сие сказав, испустил дух» (Луки 23:46).
Предсмертные слова Иисуса понятны всем тем, кто переживал смертельные муки: «Отче, почему всё это так страшно?». Но в этих же словах есть и утешение всем страдальцам: «Отдаюсь в Твои руки». Эти слова звучат необычно громко, словно Иисус хотел, чтобы в этот момент все увидели страдающего Сына в объятиях всесильного Отца.
Отец никогда не покидал Сына. И Сын это знал. Вопрос «Для чего Ты оставил Меня?» – выражение боли и скорби, но никак не сомнения и отчаяния. Также это напоминание о пророческих словах Давида, в которых есть не только плач страдающих, но и торжество всех надеющихся на Господа.
Если мы думаем, что Бог-Отец оставил Сына умирать на кресте одного, то в сложностях нашей жизни нам остается лишь мучиться и кричать: «Где же Бог?». Но если мы верим, что Бог воплотился в Иисусе полностью, так что Отец и Сын были одним целым даже во время смертных мучений, то мы учимся видеть и ощущать присутствие Божье в самых трудных минутах.
С тех пор крест стал символом не столько страдания и смерти, сколько любви и победы. Бог на кресте страдает и торжествует. На кресте проявляется вся глубина человеческого падения и вся полнота Божьего сострадания к Его блудным детям.
Где же Бог? Он здесь. Он слышит твой вопрос.
Он показывает Себя в красоте творения.
Он приглашает тебя в Церковь, Божью семью.
Он смотрит на тебя глазами Иисуса, Страдальца и Спасителя.
Неужели ты все еще Его не видишь?