Online

Не будьте детьми

Не будьте детьми

Будьте как
дети. Повторяя эти слова Христа, мы мало задумываемся о том, что от детей нужно
брать, а что нужно оставить раз и навсегда.
Ведь то, что
мы дети Божьи, означает и то, что мы должны расти и взрослеть, зреть и мудреть.
Вовсе не
случайно апостол Павел неоднократно призывал первых христиан: «Не будьте
детьми!».
«Братия! не
будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1
Кор. 14:20), пишет он сверхчувственным и малоразумным коринфянам.
А в своем
Послании к Евреям он напоминает, что пора бы перейти от молока к твердой пище,
т.е. хоть чему-то научиться, выработать навыки, различать добро и зло: «Ибо,
судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым
началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий,
питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же
пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению
добра и зла» (Послание к Евреям 5:12-14).
Если сидеть
на молочной диете и не упражнять ум, наше христианское детство может
затянуться.
Это жалкое
зрелище – видеть христиан, которые остановились в развитии, которые ничуть не
меняются, которые ничему не научились и ничему не способны научить.
Еще более
жалкое зрелище – когда такие великовозрастные дети начинают мнить о себе, что
они лучше всех, что они особенные, что они избранные, что именно они должны
быть «лидерами».
Описывая
жалкое состояния народа Божьего, пророк Исаия называет главных виновников всего
этого. И это вовсе не внешние враги. «Притеснители народа Моего — дети, и
женщины господствуют над ним» (Исаия 3:12).
Дети, ставшие
во главе, губят целый народ.
Это страшнее
всего. Если у народа достойные лидеры, можно справиться с любой бедой. Но если
в лидерах слабые умом, капризные, эгоистичные, трусливые, неопытные, неукрепленные,
переменчивые, мнительные, зависимые дети, то врагов и не надо, все разрушится
изнутри само собой.
Это
величайшая беда народа Божьего – тех давних, и наших дней.
Нет достойных
– «храброго вождя и воина, судьи и пророка, и прозорливца и старца, пятидесятника
и вельможи и советника, и мудрого художника и искусного в слове» (Ис. 3:2-3).
Взамен всех
этих достойных мужей мы получили «отроков в начальники», так что «дети будут
господствовать» (Ис. 3:4) как им заблагорассудится на их незрелый, а иногда уже
и серьезно испорченный ум.
В отсутствие
порядка и уважения перед старшими «один будет угнетаем другим, и каждый —
ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин над
вельможею» (Ис. 3:5).
И все придет
в такой упадок, что хоть сколь нибудь достойные будут отказываться от
лидерства:  «не могу исцелить ран
общества; и в моем доме нет ни хлеба, ни одежды; не делайте меня вождем народа»
(Ис. 3:7). Достойные будут отказываться, а недостойные – лезть любой ценой,
карабкаться выше и выше по головам и трупам, хватать все, что только можно.  
Именно это
внутреннее разложение, а не военное поражение, станет «разрушением Иерусалима и
падением Иуды». И все это будет «против Господа», «оскорблением для очей славы Его».
Тогда
Господь возьмется Сам наводить порядок и будет судить надменных, которым
гордиться особо нечего, которые прикрывают свою внутреннюю пустоту нарядами и
украшениями.
Исаия
предупреждает всех самоуверенных и самовлюбленных «молодых лидеров», что Он покажет
всем их ничтожество – оголит, обнажит срамоту, отнимет украшения, «и будет
вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых
волос — плешь, и вместо широкой епанчи — узкое вретище, вместо красоты — клеймо»
(Ис. 3:23).
Я сам
достаточно долго был адвокатом «молодого поколения лидеров», и по-прежнему
верю, что без них никак нельзя полноценно жить и развиваться. Но все дело в
том, что этих «молодых лидеров» нужно учить и готовить, наставлять и вести за
собой.
Когда им сразу,
без подготовки и проверки, без тренировки и стажировки отдают лидерские позиции,
это губит их самих и все общество вокруг них. То же самое можно сказать о «женском
лидерстве», хотя это несколько иная тема.
Если за кафедрой и на сцене одни «дети и женщины», если
никто не интересуется мнением «храброго вождя и воина, судьи и пророка, и
прозорливца и старца, пятидесятника и вельможи и советника, и мудрого художника
и искусного в слове», то это состояние можно назвать плачевным.
Если мы не исправим этого, то Бог Сам
будит судить нас.
Если у нас в лидерах — дети, то пророчество Исаии
относится и к нам: «Мужи твои падут от меча, и храбрые твои — на войне.
И будут воздыхать и плакать ворота
столицы, и будет она сидеть на земле опустошенная» (Исаия 3:24,25).